Как российские историки и археологи изучают тюркскую культуру и в каких российских музеях можно познакомиться с памятниками тюркской цивилизации – рассказал доктор исторических наук, доцент института истории и международных отношений АлтГУ Николай СЕРЕГИН.
– С чем связан интерес ученых из России к раннесредневековой истории тюркских кочевников – номадов?
– Дело в том, что российские и советские ученые внесли определяющий вклад в изучениераннесредневековых тюркских кочевников. На это существует несколько причин.
Во-первых, значительная часть памятников тюркской истории относитсяк территории России. Это Республика Алтай, Тыва, Хакасия. Либо к приграничным России территориям: Монголия, синьцзянская часть Китая, Казахстан, часть Средней Азии.
Во-вторых, начиная с XIX века, российское востоковедение – изучение археологии, истории – активно занималось изучением различных аспектов истории тюркоязычных народов. Например, Василий Васильевич Радлов – российский востоковед-тюрколог, этнограф и археолог,один из ученых, расшифровавших тюркскую письменность, а именно – орхоно-енисейские надписи. Радлов –один из основоположников сравнительно-исторического изучения тюркских языков.
Огромный вклад в изучениетюркского периода на Алтае и в Монголии внес Сергей Владимирович Киселев – советский историк и археолог. Он участвовал во множестве археологических экспедиций в районы Забайкалья, Алтая, Центрального Казахстана и Южной Сибири, сделал много наблюдений о развитии тюркской цивилизации в своих трудах.
– Какие существует действующие экспедиции с включением российских исследователей, которые занимаются раскопками памятников тюрков?
– В данный момент я являюсь руководителем подобной экспедиции. С 2015 года мы работаем в составе Чемальской археологической экспедиции в республике Алтай. Одна из центральных задач – изучение памятников тюркского периода. Сейчас мы работаем в рамках проекта РНФ«Ранние тюрки в Центральной Азии» над раскопками тюркских памятников. Уже получены результаты, мы их публикуем.
Кроме того, я хочу отметить еще другую экспедицию Алтайского государственного университета – Буянтскую. К сожалению, сейчас ее деятельность на некоторое время приостановлена в связи с периодом пандемии. В Республике Алтай и в Монголии мы изучали ритуальные объекты тюрок, которыеярко характеризуют их мировоззрение и историю.
– Какие исторические источники основные для формирования знаний о тюрках, где с ними можно ознакомиться ученым и обычной публике?
– Если кратко, то первый блок – это археологические материалы. Понятно, что сами памятники в основном не сохраняется. Хотя мы зачастую стараемся воссоздать их внешний вид. Однако именно археологические источники – основные для ученых, потому что письменная история по тому периоду – фрагментарная.
Необходимо также отметить, что у исследователей огромные перспективы для дальнейшей работы, потому что открыто много новых методов работы с археологическими находками: палеогенетика, радиоуглеродное датирование, изотопный анализ. Благодаряним появляется возможность детализировать те исторические процессы, которые происходили на Алтае, Центральной Азии на основе археологических материалов.
Второй блок – письменные источники. Я бы не сказал, что их совсем мало. Просто сейчас существует много проблем с исследованиями. Потому что к любому письменному источнику нужно относиться критически. С археологическими памятниками проще – они объективны. А вот письменные источники – не совсем, их писали люди.
Есть китайские авторы, которые описывали имеющуюся у них информацию про тюрок, но смотрели на них как на военных противников. Также есть сами тюркские источники, они тоже политизированы, потому что условно написаны «от первого лица», а не со стороны. Это в основном манифесты каганов. То есть их обращения к подданным, объяснения какой-то исторической ситуации.
Исторический контекст исследователи берут как раз из письменных источников. Начиная с основных дат, формирований тюркских общностей, военных походов. Заканчивая упадком, когда тюрки уже перестали существовать как единое целое в рамках Раннего Средневековья.
— Как с этими памятниками тюркской культуры можно познакомиться?
В Эрмитаже, в Государственном историческом музее в России есть хорошие коллекции материалов из тюркских памятников, в том числе в экспозиции. Например, в Эрмитаже прекрасные находки из ранне-тюркских комплексов Алтая – Худерге. Кроме того, яркие коллекции памятников тюркской культуры находятся сегодня в Национальном музееРеспублики Алтай им. А.В. Анохина и Национальном музее им. Алдан-Маадыр в Тыве.
Спасибо за интервью!
Тельман БЕЙСЕН,
журналист,
магистр исторических наук.