Прилегающий к городу аул Карнак имеет 2000-летнюю историю. Символ величия и главная реликвия мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи – Тайказан – был отлит по приказу легендарного эмира Тимура в 1399 году. Этот котел является мировым шедевром литейного искусства. Мастера-умельцы изготовили его из сплава, в который вошли семь разных металлов, вес Тайказана составил примерно 2 тонны, а объем – 3 тысячи литров. Каждый турист и паломник, оказавшийся в мавзолее, спешит лицезреть знаменитый экспонат. Но мало кто знает, что он был отлит всего в 25 км от Туркестана и в 14 км от Кентау, в древнем городище Карнак.
Сегодня Карнак – это поселок. Меньше получаса езды от Туркестана в сторону гор Каратау – и ты на месте. Здесь проживают около 17 тысяч человек, жители занимаются в основном сельским хозяйством. А ведь когда-то Карнак был крупным металлургическим центром, где выплавлялись медь, чугун, свинец и другие металлы.
В словаре тюркских наречий Махмуда Кашгари от 1074 года впервые упоминается один из огузских городов – Карнак. Он, как Сыгнак и Сауран, был процветающим поселением, здесь были развиты земледелие и садоводство, из кожи скота жители изготавливали обувь, колчаны для стрел, конскую сбрую, из шерсти – одежду, кошму, арканы, ковры. Караваны с купцами любили наведываться в эти места.
А еще в Карнак приезжали за знаниями. Это был один из крупных образовательных и религиозных центров того времени. По некоторым сведениям, в Карнаке находилось 25 медресе и мечетей. Говорят, что здесь проходили обучение дед Мухтара Ауэзова – Ауэз Омархан и представители семьи Кунанбая Ускенбаева, отца Абая Кунанбаева. А по версии историка Жамбыла Артыкбаева, в Карнаке черпал знания даже сам Кенесары-хан.
В самом поселке находится мечеть-медресе Шамат-Ишан, ее строительство началось в XVIII веке – красивая мечеть с двумя куполами, с узорчатым айваном. Есть еще одна мечеть конца XIX века, на городище Ишкент, она действующая.
В начале ХХ века в Карнаке было 4 медресе: Халфе, Шахмухамед ишан, Молда Хашыр дамолла, Абулхаир казы. Примечательно, что на тот момент в Центральной Азии не было 4 медресе, кроме Карнака. Медресе действовали до 20-х годов ХХ века. Уровень образования выпускников не уступал ученикам медресе в Бухаре, Самарканде.
Только медресе Шаммат-Ишан (Шамухаммад-Ишан) сохранилось как музей.
По словам местных жителей, сначала это был некрополь, мечеть, а затем медресе. С 1917 года здание было передано в приют для сирот и использовалось до 1928 года. В последующие годы здание было заброшено. Затем в 2005 году вновь открылся как музей.
Общая площадь нынешнего музея составляет 320 квадратных метров. Музей состоит из 26 комнат. Приемная, комната хранителя, комнаты для хранения экспонатов, из большого и малого зала и подземной комнаты. Многие ценные вещи, дошедшие до наших дней, уходят корнями в историю средневековья. Около 80 процентов экспонатов в музее – это ремесленные изделия. В местной библиотеке хранятся рукописи, возраст которых превышает 300 лет, — говорит директор музея Мырза Мирзаев. Местность и город был значимым в обучении ислама и других предметов.
Но сохранился в Карнаке и еще более древний свидетель истории, его оберегают уже несколько поколений местных жителей – это тутовое дерево, возраст которого 1300 лет.
По преданию, тутовник посадил в VIII веке предводитель арабов Кутейба ибн Муслим, занимавшийся распространением ислама в Средней Азии. Он воткнул в землю тутовую палочку, которая проросла, пустив корни. Со временем чудо-дерево, которое старожилы называют «мажратут», разрослось до огромных размеров. Предположительно, высота тутовника достигает девяти метров. Ствол, который обхватить смогут с десяток человек, сейчас раздвоился, но погибнуть великану не дают карнакцы, они заботятся о нем, расчищают территорию, ставят подпорки под тяжелые ветви. В ответ мажратут не просто радует людей своей тенью, но, говорят, еще и исполняет желания. К нему с заветной мечтой приезжают паломники из разных уголков Казахстана. Кто-то просит долгожданного первенца, кто-то – удачи в делах, кто-то – долгой и счастливой жизни.
Если же говорить о происхождении слова «карнак», то есть несколько версий. У Махмуда Кашгарского упоминается слово «каршы», означающее ханскую ставку, ханский дворец. Однако в Туркестанском оазисе есть еще пять памятников, названия которых заканчиваются аффиксом – «-нак», это – Шорнак, Иугнак, Шобанак, Ташнак и Верхний Ташнак. Старожилы добавляют к ним еще г. Сыгнак (Сугнак) Жанакорганского района. Аффикс «-нак» используется как умножитель-увеличитель чего-либо. При нем название «кар-нак» означает обилие снега, а «гар-нак» – обилие гротов, где жили суфийские учителя.
В любом случае Карнак хранит еще немало тайн и загадок. К примеру, при изучении территории мечети Ишан был обнаружен каменный бассейн с системой водной очистки. В чистую воду запускали рыб, а вокруг был разбит сад. Исследователей также удивила дорога, проложенная из горных пород. По словам специалистов, эти постройки были сделаны во времена зороастризма. Доказательства тому – найденные керамические изделия и монеты. Карнак – это уникальный историко-культурный объект. Он еще ждет своих иследователей. Вполне возможно, что в будущем откроются еще немало секретов прошлого, и казахстанский Карнак станет известным всему миру.