С начала 2024 года в Казахстане участились случаи мошенничества посредством социальных сетей, включая популярный мессенджер WhatsApp. Какие сценарии используют мошенники, рассмотрим вместе с Fingramota.kz.
Мошенничество посредством обзвона граждан
С начала 2024 года казахстанцы начали активно записывать обращения в соцсети TikTok о якобы ошибочных денежных переводах. Схема мошенничества выглядит следующим образом: мошенники направляют посредством онлайн-банкинга определенные денежные переводы на счета граждан. Далее на мобильный номер потенциальной жертвы поступает звонок от человека, который якобы по ошибке перевел деньги не по адресату. Мошенники используют разные легенды, к примеру, это последние деньги на лечение ребенка и перевод должен был поступить на счет клиники, аптеки и т.д. И просят осуществить обратный перевод, но уже на другой номер. Указанный номер может быть идентичен с вашим, различие всего лишь в паре цифр. Если вы переведете деньги, то можете оказаться соучастником мошеннических схем, так как ваш счет может быть использован как транзитный.
Всегда изучайте выписку по своему счету, чтобы понять, от кого и когда поступил деньги. Если вы на 100% убедились, что перевод денег был ошибочным, то напишите письменное заявление в банк на возврат суммы, и финансовый институт проведет обратный платеж согласно процедурам возврата платежей по законодательству РК.
Мошенничество посредством SMS – сообщений
Приобретает массовость снятия денег с карточки при помощи смс сообщений от Казпочты. Сценарий банальный: злоумышленники отправляют будущей жертве сообщение, в котором пишут, что посылка не может быть доставлена из-за отсутствия адреса. В тексте просят ввести адрес и заново запросить доставку, перейдя по ссылке. Далее аферисты предлагают перейти по приложенной ссылке, с единичным интерфейсом официального сайта Казпочты (для оплаты товара или доставки). Если вы перейдете по данной ссылке, то интернет-аферисты могут опустошить ваш счет за считанные секунды.
Фишинг – одна из разновидностей финансового мошенничества, когда злоумышленники создают клон, к примеру, популярного сайта финансовых институтов и распространяют через имеющуюся базу почтовых адресов фишинговые ссылки.
Если вы действительно ожидаете посылку, то проверьте ее статус на сайте или в мобильном приложении post.kz, или также информацию можно уточнить по короткому номеру 1499.
Еще один способ распространенного мошенничества – это когда с использованием аккаунта в WhatsApp рассылают всем имеющимся контактам текст с просьбой выслать деньги под различными предлогами, указывая при этом подставные счета. О взломах посредством WhatsApp и его последствиях для пользователя мессенджера мы рассказывали в ранее опубликованном материале.
Fingramota.kz в очередной раз напоминает пользователям о том, что проверить наличие параллельного доступа к вашему WhatsApp-аккаунту можно в приложении в «Настройках» и перейдя во вкладку «Привязанные устройства». Если в данной вкладке отобразится неизвестное устройство, которое вы не привязывали, немедленно осуществите выход из данной сессии.
Также никогда:
Не устанавливайте приложения на смартфон из неавторизированных магазинов;
Не переходите по подозрительным ссылкам и всегда внимательно следите за настройками конфиденциальности;
Не забывайте обновлять антивирусную программу, которая в случае мошеннических атак на ваш гаджет, будет успешно их блокировать;
Всегда критически воспринимайте любые предложения, связанные с деньгами, будь то выигрыш в лотерею, случайный перевод или помощь друзьям;
Перепроверяйте любую информацию и никогда не торопитесь при принятии важных финансовых решений.
Берегите себя и свои деньги, будьте в курсе о новых мошеннических схемах вместе с Fingramota.kz!